Golf a la Russie. Сцена вторая. Гольф от Царской России до времен Холодной войны

П. Е. Экс Президент Федерации гольфа Ленинградской области
После Революции, вплоть до конца Второй мировой войны, Выборг был финским городом. Впервые здесь в гольф сыграли в 1936 году, когда члены Wiborgs Lawntennis klubbille (LTKW) организовали короткое девяти луночное поле в парке Huusniemeen, в районе сегодняшних Кировских дач. 
 
Espilässä
Ресторан «Эспиля», где в 1938 году была создана ассоциация гольфа Выборга, членами, которой стали 25 человек. 1914 г.
Из коллекции М. Казарина
Выбранное место было живописно и удобно, а с веранды ресторана общества трезвости можно было любоваться закатом солнца и пароходами на фоне древней выборгской крепости. 

“Спутник по Финляндии” 1908 года писал, что «из Папула западная ветвь дороги ведет в Гусниеми, лежащий у пролива, в северном конце залива Суоменведен похья. В парке Гусниеми тоже имеется ресторан и плац для тенниса…»

Парк и поле находились напротив островков Двойник (Koksoissaari) и безымянный (Huusniemen saari). 

В ноябре 1938 года в ресторане «Эспиля» (Espilässä) на улице Torkkelinkatu (Ленина) была создана ассоциация гольфа Выборга, членами которой стали 25 человек, а в мае 1939 года они открыли новое поле в Maaskola с длиной лунок уже от 60 до 350 метро.

Во время войны клуб разбомбили и в 1944 году, когда Выборг стал территорией СССР, он переехал в приграничный финский городок Лаппеенранта и сейчас называется Viipurin Golf Club.

Поле же затерялось где-то среди складов и терминалов на выборгской окраине Лазаревка, но на картах Google можно разглядеть следы фервеев и гринов. 

Последний русский император, Николай Второй предпочитал играть в теннис, но в его летней финской резиденции в Virolahti на мысе Hurpu была площадка для игры в минигольф и, вполне возможно, он брал в руки putter. 

Virolahti.jpg
Царская семья со свитою на прогулке в Виролахти.
Американский посол в России, Фрэнк А. Голдер (Frank A. Golder) упоминал в издании писем «Война, революция и мир в России»: 

«Сообщается, что царская семья планирует переехать в Англию и Николай Романов будет проводить спокойные дни на гольф полях.»

Первый гольф клуб на южном берегу Франции, Cannes Mandelieu Golf Club был основан Великим князем Михаилом Михайловичем Романовым. 

В феврале 1891 года Великий Князь тайно обвенчался в Венеции с Софьей Меренберг. Внук Николая Первого женился на внучке Пушкина, вступив в неравный брак, да еще без разрешения императора, как того требовал Закон! Александр Третий уволил его с военной службы и выслал из страны. 

Увлекшись гольфом, Михаил Романов решил основать клуб в Каннах и пригласил для его проектирования англичанина Гарри Кольта (Harry Colt), члена Royal and Ancient Golf Club of St. Andrews. 

Клуб Mandelieu La Napoule, как он прежде назывался, открылся в 1891 году и финансировался за счет ста пятидесяти своих членов, среди которых были принцы Уэльский и Альберт, барон Ротшильд, … 

Старый фермерский дом перестроили в клубное здание, а в одной из хозяйственных построек разместился чайный домик, в котором члены клубы могли попить чаю с молоком местной коровы Francine. 

Наверняка гольфисты подшучивали над своими клубными пиджаками в красно-белую полоску точно такими же, как и у официантов в ресторане.

Конечно, в клубе чаще всего играли американцы и англичане, но “отмечались” и русские. Так часто вместе с Князем проводил время за игрой в гольф посол России во Франции, князь Лев Урусов. А Великий Князь Кирилл Владимирович вспоминал: 

«Я нанес короткий визит в Канны, где повидался со своими …родственниками. Мы играли в гольф, катались на велосипедах и прекрасно проводили время.» 

В клубе работал Николай Попов, один из первых авиаторов мира.

Как и сто лет назад, тень зонтичных сосен, дает некоторую передышку гольфистам от летнего зноя, а их запах, смешиваясь с запахом моря, бодрит не хуже Chanel № 5. 

Пока экзотичный паромчик переправляет игроков через речку La Siagne на третью лунку, катера, интенсивно снующие по реке, смиренно ждут, пока паром неспешно пересечет их путь. Кстати, паромщик готовит вкуснейший кофе! 

Old Course Cannes Mandelieu.jpg
Old Course Cannes Mandelieu, один из старейших гольф-клубов Канн, основанный русским великим князем Михаилом Михайловичем.
Имя Великого князя Михаила Романова можно увидеть на табличке при входе, на которой увековечены имена президентов прошлых лет – адмиралов, принцев и лордов, а под козырьком клубного дома памятная доска повествует: 

«Cannes Golf Club founded by H.I.H. The Grand Duke Michael Russia».

Пожив некоторое время на юге Франции, семья Великого князя, перебралась в Лондон и поселилась в роскошном Kenwood House, расположенном в Hampstead Health. 

Местность эта хоть и называется пустошью, на самом деле представляет собой некий “коктейль” парков, лесов и лугов на площади в триста гектар. 

В те годы знать предпочитала играть в гольф на своих полях. Вот и внук Николая Первого убедил своего приятеля сэра Артура Кросфилда (Arthur Crosfield) построить поле на Южном лугу. Гуляя по небольшому холму этого лугу, трудно представить, что здесь когда-либо было поле для игры в гольф и даже в местном музее об этом факте ничего не известно. 

Михаил Романов частенько наведывался поиграть в Шотландию.
По свидетельству Guinness, поле клуба Musselburgh Old Course Golf Club под Эдинбургом является самым старым в мире и было домом для многих престижных клубов, имевших свои “офисы” по соседству.

Так члены The Royal Musselburgh Links Place играли здесь до 1925 года. Клуб этот в конце 1890-ых получил почетное звание Королевского и на церемонии был представлен новый член, его Императорское Высочество, Великий князь Михаил Михайлович.

Скорее всего, Князь играл на поле Musselburgh Old Course Golf Club.
В конце девятнадцатого века это поле пять раз принимало British Open. 

Здесь играли и члены The Honourable Company of Edinburgh Golfers, в одном из годовых отчетов которого упоминается, что в июле 1914 года происходило представление Великого князя Михаила как почетного члена. 

Устав от толчеи на поле “Эдинбургские гольфисты”, уехали в Muirfield и увезли туда British Open. Обидевшиеся члены Musselburgh Old Links, некоторое время пробовали проводить свой Open, но без успеха. Постепенно клуб потерял статус и превратился в один из тысяч, но навсегда остался первым. 

Mrs_Forman's.jpg
Четвертая лунка Musselburgh Old Links и легендарный паб “Mrs Foreman's”. 
Musselburgh Old Links сейчас имеет практически такой же вид как и сто лет назад, разве что море, вдоль которого оно тянулось, отсыпали. Возможно, я стал вторым русским членом этого клуба и сыграл однажды 1 мая в одном местном турнире, немного смутив “одноклубников” тем, что приехал на такси. 

Удар с ти первой лунки “The Home Hole”, добавленной к первым семи в 1832 году, приходится выполнять над металлическим ограждением ипподрома, внутри которого и приютилось поле. 

Вторую лунку называют “Кладбищем”-“The Graves” и по легенде здесь похоронены солдаты, погибшие в битве несколько веков назад.

Сложнейший грин четвертой лунки “Mrs Foreman's” находится вплотную со стеной одноименного паба, через окно которого игроки получали напитки и у них было достаточно времени для приема алкоголя, пока партнеры “валяли” на этом грине. 

Паб был косвенной причиной некоторого обострения отношений клубов Musselburgh и St.Andrews. Однажды Willie Park Senjor “принимал” Tom Morris. Местный кумир проигрывал и некоторые зрители позволяли себе вещи, кажущие сейчас дикими – втаптывали мяч Морриса в газон и кричали в момент его удара. 

Разозленный игрок St .Andrews после четвертой лунки отправился в Mrs. Forman’s паб, где и провел остаток дня. Park решил, что имеет право получить свой денежный выигрыш, но Morris придерживался другого мнения и спор так и не был решен. 

Шестая лунка примечательна огромным бункером под названием “Pandy”. Про эту песочницу говорили: 

«В Панди играют на два больше» («In Pandy, play two more!»).

Восьмая лунка “Hole Across” пар три имеет двести метров в длину, и игрокам советовали: «играй в четыре удара и будь доволен».

Несмотря на истории о местных жителях, играющими деревянными клюшками и гуттаперчевыми мячами, играют они вполне современным, хотя и немного потрепанным инвентарем. 

Таких колоритных игроков вряд ли где доведется встретить, но и на их фоне выделяется шестидесятилетний Джон, играющий на старом скрипучем протезе. The Scotland! Шотландец! В какой-то другой гольф играют эти дети рыбаков и крестьян! 

Massy.jpg
Arnaud Massy не раз удавалось завоевать титул чемпиона! В его трофеях оказалась и медаль Великого князя Михаил Михайловича Романова, которая почётно красовалась на часах француза. 
Зимой 1907 года Великий князь Михаил Михайлович проводил турнир в Каннах и пригласил самых известных английских игроков, таких как Ben Sayers, J.-H. Taylor, Harry Vardon и других. Победил же француз Arnaud Massy, чем сильно расстроил англичан, полагавших, что никто, кроме них, в гольф играть не умеет. 

В июне того же года на поле клуба Hoylake в Ливерпуле тот же француз, сенсационно опередил англичан и впервые из не британцев выиграл The British Open! 

А спустя несколько дней выиграл еще и The French Open! С тех пор часы Маssy украшали три золотых медали, одна из которых из красного золота с вензелем “ММ" вручена ему Михаилом Михайловичем за победу на турнире в Каннах. 

После Революции о гольфе в Советском Союзе долгое время не вспоминали, но как ни удивительно, он едва не получил развитие! 

25 ноября 1935 года журнал Time в статье «Красный гольф» написал: 

«Первый удар гольфовым мячом произведен в России в одном из парков рядом с Москвой. Удар, произведенный Leonard Macomber, американским архитектором, представил эту капиталистическую страсть крестьянам, рабочим и чиновникам.» 

Журнал же «The Rotarian» в августе 1936 года писал как о состоявшемся факте: 

«Гольф начался в России, американцы пришли учить… Гольф, игра богатых мужчин, пришел в пролетарскую Россию. Robert Miller, 3rd of Massachusetts сделал первый удар на советской земле. Leonard Macomber, архитектор гольф – полей из Чикаго будет проектировать три поля в Москве.» 

Лидер СССР Никита Хрущев посетил Соединенные Штаты в сентябре 1959 года. Президент США Эйзенхауэр обожал играть в гольф и во время перелета на вертолете показал Хрущеву гольф - поле рядом с Вашингтоном. 

Вероятно, тому понравилось. Известно, что Хрущев взял несколько уроков гольфа и вполне мог сыграть пару игр во время визита в Америку.

Дэвид Сауэлл (David Sowell) в книге «Eisenhower and golf: a president at play» писал, что Ллевеллин Томпсон (Llewellyn Thompson), американский посол, бывший в дружеских отношениях с Хрущевым, убеждал его, что отсутствие гольф – полей в России подрывает авторитет страны. 

Хрущев прислушался и к приезду американского коллеги распорядился построить поле и коттеджи в Сибири, на озере Байкал, у истока Ангары. 

Dwight_Eisenhower_Nikita_Khrushchev_and_their_wives_at_state_dinner_1959_670.jpg
Российским и советским руководителям всегда была присуща тяга к созданию весьма сомнительных  инфраструктурных проектов.
На фото Никита Хрущев и Дуайт Эйзенхауэр с супругами. 
Приезд американского президента был отменен по причине резкого обострения отношений после инцидента со сбитым самолетом – шпионом Пауэрса. В коттеджах разместился санаторий, судьба же поля неизвестна, но вряд ли кто-либо сыграл на нем хоть раз!

“Диссидент” Буковский в книге «И возвращается ветер», писал о своем посещении этих мест в 1961 году: 

«Вдруг от Иркутска до Байкала почти сто километров прекрасного асфальтового шоссе, и все деревеньки вдоль него такие аккуратненькие, чистенькие, крашеные, точно пасхальные яички. 

В конце шоссе, на берегу озера - два современных роскошных коттеджа, аллеи, поле для гольфа. Что за чудо?...»