Мария Баликоева: За последний год я научилась ставить перед собой правильные, достижимые цели

Мария Верченова
Мария Верченова Профессиональная российская гольфистка
Для самой успешной российской гольфистки, Марии Верчёновой (Баликоевой) (Maria Verchenova) (Balikoeva) 2014 год был в целом удачным. Во всяком случае информационных поводов, Мария преподнесла достаточно, чтобы мы болели за нее еще больше и очень ждали выступления не только на Rio 2016, но и на российских гольф полях.

Maria-Balikoeva-Verchenova-Golfmir.ru.jpg
В 2014 году, Мария Верчёнова переехала из жарких ОАЭ в Хьюстон, США. Гольфистка признается, что климат в Америке ей подходит больше. фото из архива 
G.M.: Что было нового в 2014 году - стал ли он для вас особенным?

М.Б.: Скорее да, чем нет. Я намного больше тренировалась, чем обычно, сделала упор на фитнесе. Что касается результатов, то, как и всегда, были хорошие результаты и не очень. 

В конце 2014 года я поменяла тренера по фитнесу, теперь я работаю с американским специалистом. Кроме того, я наняла нового специалиста по гольфу, мы только начали с ним заниматься. С ним работает много гольфистов, которые играют в PGA-туре и которые выступали в Кубке Райдера. 

Мне повезло, что он живёт совсем рядом. Он мне сразу понравился, потому что специализируется не только на технике. Я искала профессионала, который будет отвечать за все аспекты игры, за весь тренировочный процесс. Признаться, он хорошо за это взялся.

G.M.: То есть он отвечает и за психологию, и за технику?

М.Б.: Да, за технику, за тренировочный процесс и за многое другое.

G.M.: С кем он работал? 

М.Б.: С Патрик Ридом (Patrick Reed), который совсем недавно одержал очередную победу на Hyundai Tournament of Champions. Я с ним виделась и с удовольствием поздравила. Он многим ребятам помогал с нуля. 

Я искала именно такого человека, который мог бы пройти с новым учеником весь путь.

G.M.: Почему вы переехали в США? Какие были причины?

М.Б.: В прошлом году я тренировалась в Дубае, мне не очень понравилось. Я не только о себе думаю, всё-таки у меня есть ребёнок. Я понимаю, что нужно выбирать место, в котором и малышке будет комфортно. 

Во-первых, было очень жарко зимой. Во-вторых, я не очень люблю песок. Возник вопрос, к какому тренеру ехать, потому что отпредыдущего наставника я ожидала чего-то большего. Поэтому через год совместной работы я поняла, что нужно что-то менять, потому что оба из кожи вон лезли, но не очень сильно продвинулись. 

Мы приняли решение поехать в Хьюстон. Тут холодная зима, сейчас +4, +5 градусов. Тяжело тренироваться. Зато полей вокруг очень много, прямо как в Турции, на каждом шагу. Я, можно сказать, живу на поле. 

Что касается цен, то здесь раз в пять дешевле, начиная от тренера по гольфу, тренера по фитнесу и заканчивая стоимостью клубов. Хотя сами по себе клубы намного лучше, чем в Европе.

G.M.: Какой у вас сейчас домашний клуб, на котором чаще всего проходят тренировки?

М.Б.: Его нет. Я поселилась под Хьюстоном в районе Вудлендс. Отсюда родом знаменитая гольфистка Стэйси Льюис (Stacy Lewis). Она здесь уже не живет, но часто приезжает и тренируется. 

Я купила абонемент и он позволяет тренироваться на пяти полях - езжу на все из них, в зависимости от того, что мне сейчас нужно. Они все очень хорошего качества – фактически у меня пять домашних гольф-полей: где-то я тренирую патт, где-то играю на поле.

G.M.: Изменилось ли к вам отношение в туре? Чувствуется, что вы перешагнули в более высокий эшелон?

М.Б.: Я отдалилась от всех игроков и сконцентрировалась на тренировках. Если раньше у меня были дружеские отношения, то сейчас я просто вежливо общаюсь и не более того. 

Раньше я не очень воспринимала гольф как работу, это было больше как развлечение. Сейчас я понимаю, что время уже поджимает, мне уже не 15 лет, поэтому я даже не знаю, изменилось-не изменилось, просто моё отношение поменялось к другим игрокам. Я прихожу, пять часов играю и уезжаю домой к семье.

G.M.: Можно ли сказать, что ваше отношение к гольфу значительно поменялось и вы ставите перед собой цель быть только первой?

М.Б.: За последний год я научилась ставить перед собой ставить правильные, достижимые цели. Это поможет мне быстрее продвигаться вперед.

G.M.: Вы не слишком удачно выступили в квалификационном этапе LPGA-тура. Почему так получилось?

М.Б.: Я не буду перекладывать вину на кого-то, прежде всего виновата я. Наверное, тренировочный процесс был построен не очень правильно. Хотя за месяц до этого я неплохо играла. Видимо, я просто не была готова, потому что когда я начала заниматься с новым тренером, то поняла, что какие-то игровые элементы вообще отсутствуют. Мне нужно их подтянуть.

G.M.: И всё-таки какая основная причина?

М.Б.: Больше психологически была не готова, чем физически. В принципе я играла не так уж и плохо, но психологически было тяжело. Я понимала, что это последний турнир, который всё решает. 

Тяжело выступать в турнире, который имеет такое значение и определяет целый год. Мне всегда в квалификациях не везло. На US Open мне тоже одного очка не хватило. Надо психологически по-другому настраиваться.

G.M.: Какие страны сейчас занимают ведущие позиции в женском гольфе?

М.Б.: Англия и Швеция, как и всегда. Однако уже давно на них давит Корея. У меня был период, когда я по восемь часов тренировалась и больше ничего кроме гольфа не видела. Было очень тяжело, и я поняла, что так жить невозможно. 

Большинство девочек из Южной Кореи именно так и тренируются. Но они после 30 лет практически не играют, потому что психологически тренироваться и полностью отдаваться гольфу каждый день нельзя. В какой-то момент всё ломается. 

Поэтому сейчас больше американок пробивается в топ-10. Если посмотреть на рейтинг, то пять кореянок, но и есть какие-то американские имена.

G.M.: Скажется ли на развитии гольфа то, что сейчас в России кризис?

М.Б.: Конечно, скажется. На всём это скажется. Сестра, которая преподаёт гольф в Москве, рассказывает, что клиентов меньше, люди реже играют. По-моему сейчас всем не до гольфа.

G.M.: Какое у вас отношение к уходу с поста Президента АГР Андрея Вдовина (Andrey Vdovin)?

М.Б.: Спокойное. Это его решение. Если он решил, переключиться на решение иных вопросов или по каким-то другим причинам подал в отставку, то я уважаю этот шаг. 

G.M.: Не могу не спросить вас в очередной раз про приезд на чемпионат России. Ведь ваше присутствие может оказать серьёзное влияние на развитие игры, учитывая, что вы ведущая спортсменка страны. 

М.Б.: Начну отвечать издалека. 
Я помню, что когда выиграла то ли первый, то ли второй чемпионат России, было очень много иностранцев. 

Игра идёт совершенно иначе, потому что, например, раньше приезжала английская команда в полном составе. Кроме них были сильные голландки. То есть после этой победы ты понимаешь, что обыгрываешь не только своих, но и сильных иностранок. Фактически это международный турнир, и выиграть его очень приятно. 

Сейчас же бьются только наши спортсменки. Если честно, никакого интереса я в этом не вижу. Уже который год побеждает Нина Пегова (Nina Pegova). Я не очень понимаю, почему никто не приезжает. Точнее, мысли есть, но развивать тему не хочу. 

Пока существует вот этот маленький междусобойчик, гольф так и останется на месте в России. 

Посмотрите на США. Там за победу борются целые штаты. Этот соревновательный дух очень важен, и он должен закладываться в детстве. 

Дети должны почувствовать вкус борьбы и конкуренции в раннем возрасте. У меня этого почти не было, и, возможно, это мне помешало совершить прорыв лет в 20. Я набирала этот опыт позже, чем все остальные. 

Отвечая на ваш вопрос, во-первых, меня пока не звали. Когда позовут, тогда подумаю. Если я буду в Москве, тогда, наверное, сыграю. Но я хочу очень плотно выступать в европейских турнирах, и я просто не уверена, что с точки зрения календаря всё получится.

G.M.: Планируете ли посетить какие-то крупные турниры в США в качестве зрителя?

М.Б.: В Хьюстоне проводится турнир Shell Houston Open, так что если я буду тут, то обязательно поеду и посмотрю.

G.M.: Появились ли у вас новые спонсоры? Есть ли какие-то предложения?

М.Б.: Пока нет, но, надеюсь, что в начале года что-то появится. Менеджер занимается этим вопросом.

G.M.: Вы по-прежнему являетесь клиентом IMG?

М.Б.: И да, и нет. Мы никогда не подписывали контракт, так что всё держится на устных договорённостях, просто пожали друг другу руки. Сейчас со мной работает менеджер Ричард из Германии. 

Если честно, на данный момент какой-то серьёзный менеджер мне не нужен. До перехода в LPGA-тур он вряд ли так необходим.

G.M.: В 2016 году гольф будет представлен на Олимпиаде в Рио. Уже ощущаете Олимпиаду, есть ли какое-то волнение?

М.Б.: Волнение возникает, когда кто-то начинает спрашивать: «А можно я с тобой поеду?» (смеётся). Я знаю, что у меня довольно большие шансы попасть на Олимпиаду. 

Какого-то особого волнения в преддверии Олимпиады нет, собираюсь в этом году просто набирать очки и повышать уровень игры!